Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №8"

Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Профориентация

 

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.

Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.


 

 


 

Выбор профессии – это жизненно важный момент в жизни любого молодого человека. Ведь, выбирая профессию, ты не только строишь свою профессиональную карьеру, а вместе с тем и оказываешь самое непосредственное влияние на своё будущее. Ведь выбирая ту или иную профессию, ты выбираешь и соответствующий образ жизни, развиваешь в себе необходимые личностные качества, определяешь уровень своего материального достатка и возможности дальнейшего карьерного роста. Но как правильно выбрать профессию? Ведь профессий – десятки тысяч. Как не допустить ошибок в этом выборе? Чтобы немного помочь Вам в этом нелегком выборе, мы хотим поделиться с Вами краткими рекомендациями по выбору профессии. Читаем ниже!

Как выбрать профессию?

Учитывайте свои индивидуальные психологические особенности:

- тип темперамента (его можно определить при помощи теста Айзенка);

- уровень самооценки (завышенная, заниженная, адекватная);

- общие способности (т.е., особенности вашей памяти, внимания, мышления, двигательной сферы);

- специальные способности (музыкальные, художественные, математические, литературные и пр.);

- особенности вашей коммуникативной сферы (общительны ли вы? Вам легче работать индивидуально, либо в группе, в команде?);

- мотивационную сферу (т.е., ваши интересы, склонности, цели, мечты, возможности и потребности). Для этого можете задать себе такие вопросы:

Каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать?

Какая заработанная плата меня устроит? Какой образ жизни я хочу вести?

Сколько времени и сил я могу отдать освоению этой профессии?

Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?

Также вам могут помочь такие тесты: ДДО (определение типа профессии по предмету труда: с чем вы планируете ежедневно сталкиваться на работе); Карта интересов (определение направлений профессиональной деятельности); «Тип мышления» Резапкиной; методика Йовайши.

Учитывайте возможности своего здоровья (какие медицинские противопоказания у этой профессии?)

Изучайте профессиограммы профессии. В них написано много полезной информации о профессиях. Возможно, это развеет ваши ошибочные заблуждения о профессии.

Изучите профессиональные учебные заведения: Какой уровень образования мне нужен (начальное, среднее, высшее)? Смогу ли я поступить в учебное заведение на нужную специальность? Какие экзамены нужно сдать для поступления? Сколько платить за обучение? Есть ли гостиница для иногородних студентов? Где я буду проходить практику?

Проанализируйте рынок труда: Где я потом буду работать? Есть ли гарантия трудоустройства? Востребована ли моя будущая профессия? Много ли у меня конкурентов?

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить, в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.


 


 


 Обучающиеся и выпускники 9, 11 классов можгут найти интересные материалы по вопросам профориентации на сайтах:

все вузы России

• учёба.ru

всё для поступающих

Он-лайн тестирование "Определение типа будущей профессии"

Педагоги школы могут найти интересующие их материалы по вопросам профориентации по адресу:

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФОРИЕНТАЦИИ


 

 
 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"