Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №8"

Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Семья и семейные ценности

 

Семья - это та первичная среда, где человек

должен учиться творить добро.

Я. Л. Сухомлинский       

 

Родители воспитывают ребёнка с самого рождения, заботятся о его материальном и духовном благополучии до достижения им совершеннолетия, что накладывает ряд  этических и общественных обязательств взрослого сына или дочери по отношению к своим родителям. Роль родителей в отношении ребёнка имеет сложный и глубокий характер и колеблется в зависимости от культуры, религии и народа. Родители как воспитатели несут тоже ответственность за поведение своего ребёнка в обществе. Таким образом, этические нормы родительской опеки и воспитания ребёнка лежат в основе благополучия и поведения, как каждого человека, так и общества в целом.                      
Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.
Семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:
·  социально-культурный (зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества);
·  социально-экономический (определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе);
·  технико-гигиенический (зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни);
·  демографический (определяется структурой семьи).

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:
·  гармоническое развитие ребенка;
·  забота о здоровье детей;
·  помощь в учении;
·  трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;
·  помощь в социализации личности и ее самореализации;
·  формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;
·  забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
·  развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
·  подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
·  половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
 С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:
·  Усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);
·  Рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;
·  Увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;
·  Разрушение системы «родители-ребенок»,  усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;
·  Мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети Интернет
Все это приводит к тому, что семья не всегда  может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:
·  способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;
·  обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;
·  обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности

Функции взаимодействия школы и семьи  

 

Задачи взаимодействия:

·  формирование активной педагогической позиции родителей;
·  вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
·  активное участие родителей в воспитании детей
·  наблюдение;
·  беседу;
·  тестирование;
·  анкетирование;
·  деловые игры;
·  материалы детского творчества и творчества родителей
 Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.
Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.
 Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс,   во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.    При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:
- наблюдение
- тестирование
- беседа
- анкетирование
- деловая игра
- материалы детского творчества и творчества родителей.

В работе с семьей педагоги руководствуются принципами:


- объективный характер изучения семьи;
- комплексный подход в изучении всех характеристик семьи;
- выявление специфических особенностей семьи и использование их для усиления её воспитательного потенциала;
- анализ реальной ситуации;
- двусторонний характер изучения семьи (родители, дети);
- осуществление изучения воспитательной деятельности семьи с одновременным изучением личности ребёнка, его воспитанности;
- оптимистический подход к семье;единство изучения с практической реализацией воспитательных возможностей семьи и общества;
- установление неиспользованных резервов семейного воспитания.     
Благодаря активной поддержке родителей решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий, содействия социально незащищенным семьям. Организовываются и проводятся внеклассные мероприятия с привлечением родителей: «День Матери», «День защитника Отечества», «Мы школьниками стали», «8 марта», «Последний звонок», «Прощание  с первым классом», «Прощание с начальной школой».
Традиционными для школы являются спортивные мероприятия  «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – лучше», дни открытых дверей, совместные классные часы. Благодаря
родителям проводится косметический ремонт кабинетов, решаются хозяйственные вопросы.
Одной из основных форм работы с родителями является родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей. В большинстве своем – это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика общешкольных родительских собраний самая разнообразная. 
  Сотрудничество с родителями позволяет повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса.

 

 

Анализ деятельности МКОУ СОШ №8, направленный на формирование семейных ценностей

План мероприятий, посвященный укреплению социального статуса семьи, семейных ценностей и традиций

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"